В 2020 году   проводилась целенаправленная работа по развитию Гродненского облпотребобщества, повышению эффективности функционирования отраслей, совершенствованию подходов и качества обслуживания населения.

Сегодня облпотребобщество обеспечивает занятость, стабильный доход и социальные гарантии более 6,1 тысяч человек, обслуживает  более 400 тысяч населения области, 62% из которых — жители села.

Своевременно и в полном объеме выполняются обязательства по налогам и сборам с бюджетом. Только за прошедший год уплачено около 21 млн. руб. налогов и свыше 9 млн. руб. отчислений в фонд социальной защиты населения.

За 2020 год совокупный объём деятельности превысил 420 млн.руб. Обеспечена эффективная работа, прирост производительности труда на 1%, своевременная выплата заработной платы и её реальный рост на 5,7%. Получено 3,8 млн. руб. чистой прибыли.

На модернизацию и укрепление материально-технической базы отраслей направлено свыше 3,5 млн.руб.

Выполнены параметры развития, доведенные Правлением Белкоопсоюза: экспорт товаров (темп роста 109,3% при прогнозе 100,1%), рентабельность продаж (1,78% при прогнозе 1,1%), рентабельность по чистой прибыли (0,84% при прогнозе 0,4%).

Вместе с тем, нет положительной динамики развития   розничного товарооборота (96,4%), товарооборота общественного питания (67,1%), производства промышленной продукции (91,8%), закупок сельхозпродукции  и сырья (98,4%).

За 2020 год населению реализовано товаров более чем на 293 млн.руб. или 6,3% общего объёма продаж торговыми организациями области. Удовлетворение потребительского спроса в торговой сети облпотребобщества обеспечивается в основном за счёт товаров отечественного производства, удельный вес которых в розничном товарообороте составил 94%, что на 28 процентов выше областного показателя.

С целью сохранения позиций в регионе в 2020 году была продолжена масштабная работа по внедрению современных подходов к организации торговых процессов.

На развитие материально-технической базы торговой отрасли направлено 1,8 млн. рублей или 50% всех капитальных вложений.

Открыты торговые объекты на арендованных площадях в г.Слоним и г.Волковыск, за счёт переспециализации ранее закрытого объекта общественного питания открыт магазин в г.Мосты.

За последние годы проведены масштабные работы по переформатированию торгового обслуживания. Под единым брендом начала работать значительная доля объектов. В отчётном периоде в соответствии с бренд-буком отработаны 44 торговых объекта. Теперь   свыше 250 объектов обновлены и приветствуют покупателей под общим названием «Родны кут», из них 70% расположены в сельской местности.

Модернизированы и отремонтированы 90 объектов, в 86 торговых объектах осуществлена замена систем освещения, более 30 объектов оснащено новым торговым оборудованием, приобретено около 100 единиц холодильного оборудования, установлено более 50 платежных терминалов.

Также осуществляется работа по смене формата обслуживания сельского населения в деревнях с низкой численностью населения и организации работы в этой местности автомагазинов. В 2020 году приобретено 5 специализированных автомагазинов.

Продолжено внедрение новых концепций мультиформатной торговой сети. Открыты узкоспециализированные объекты и отделы «PROЗапас», «Сладкий терем», «Зелёный посад», «Мясная лавка»,  «Уютный дом».

Ключевым направлением в отчётном периоде стала комплексная автоматизация бизнес-процессов в торговле, что позволило эффективно управлять товарными ресурсами. В прошедшем году автоматизировано 94 объекта учета (83 магазина, 1 автомагазин, 10 складов). Организована работа интернет-магазина на базе торгового объекта Лидского филиала «Родны кут» г.Лида, ул.Тухачевского.

Для улучшения качества обслуживания населения и стимулирования покупателей к приобретению товаров в магазинах потребительской кооперации, а также недопущения снижения реализации по основным валобразующим группам, проводятся акционные мероприятия. Дополнительно к пакету акционных мероприятий, проработанных в целом по системе потребкооперации, облпотребобществом разработаны и внедрены рекламные листовки в объектах, находящихся в зоне высокой конкуренции.

На сегодняшний день в маркетинговых мероприятиях принимают участие свыше 50 поставщиков и определено  250 торговых объектов, где представлено более 80 наименований акционных товаров.

В текущем году будет продолжена работа по внедрению современных подходов к организации торговых процессов: развитие мультиформатной торговой сети, узкоспециализированных торговых объектов. В связи с необходимостью смены формата обслуживания жителей малых населённых пунктов, а также в целях повышения качества предоставляемых услуг предусмотрено обновление парка автомагазинов. Особое внимание будет уделено автоматизации бизнес-процессов торговой отрасли. Формирование бренда продукции произведенной, закупленной (заготовленной) облпотребобществом и ее продвижение в сегменте экологически чистого, натурального продукта.

 

Общественное питание ещё одно из направлений в нашей работе, на развитие которого в 2020 году было направлено 120 тыс.руб. инвестиций.

Открыты объекты современного формата в Мостовском филиале («Еда&Кофе») и филиале «Центральный рынок» (объект, специализирующийся на реализации фаст-фуда, с полной автоматизацией). Приобретены и установлены в объектах общественного питания 19 единиц оборудования.

Сегодня отрасли приходится работать в сложных условиях в связи с распространением коронавирусной инфекции. Поэтому в текущем году в целях наращивания объёмов будет продолжена работа по организации доставки собственной продукции по заказам, в том числе по доставке горячих офисных обедов организациям, проведению обслуживания посетителей методом кейтеринга, совершенствованию технологических процессов и услуг на базе действующей сети, открытие объектов востребованного формата (фаст-фуд).

 

Одним из главных приоритетов в нашей работе, наряду с обеспечением качественного торгового обслуживания населения, является закуп излишков сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных и фермерских хозяйствах. За 2020 год у населения закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья на 35,6 млн. руб. (темп 103,7%).

Организации потребительской кооперации активно ведут работу по наращиванию объёмов вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья и выполнению заданий Государственной программы.

За 2020 год обеспечено выполнение задания по поставке в счет государственных (республиканских) нужд лома и отходов черных и цветных металлов на 106,8% и 267,6% соответственно, стеклобоя – на 112,8%.

Потребительская кооперация Гродненской области предоставляет населению возможность реализовывать сельскохозяйственную продукцию самостоятельно на 16 подведомственных рынках, функционирующих как в райцентрах, так и в областном центре.      

В прошлом году на развитие материально-технической базы  заготовительной отрасли и рынков направлено  свыше 300 тыс. руб.

Проведён ремонт овощехранилищ, складов вторичного и кожевенного сырья, благоустройство площадок для хранения лома черных металлов, установлены системы видеонаблюдения, приобретено оборудование за счет средств Оператора вторичных материальных ресурсов.  

В 2021 году поставлена задача по дальнейшему наращиванию объемов закупок и реализации сельскохозяйственной, дикорастущей продукции и вторичного сырья, максимальное использование сырьевых ресурсов.

Планируется проведение модернизации сети приемозаготовительных пунктов (Гродненский заготторг), приобретение оборудования для грануляции вторичных материальных ресурсов, весов автомобильных, реконструкция торговых павильонов нижней площадки рынка по ул.Полиграфистов, 6 в г.Гродно.

 

Ещё одной отраслью, обеспечивающей нам конкурентные преимущества, является промышленность, которая способна обеспечивать прилавки собственных магазинов и внесистемных потребителей натуральной продукцией востребованного ассортимента.

На развитие предприятий промышленности в 2020 году направлено около 400 тыс.руб.

Проведена модернизация и ремонт производственных помещений хлебопекарного и мясоперерабатывающего производств, приобретено технологическое и вспомогательное оборудование.

Техническое перевооружение позволяет нам поддерживать предприятия на современном уровне производства и соответствовать системе безопасности выпуска пищевой промышленности.

Основными направлениями развития отрасли промышленности в 2021 годах будут являться:

обновление ассортиментной линейки выпускаемой продукции с ориентацией на потребительский спрос, совершенствование технологического процесса;

расширение рынков сбыта и улучшение логистики поставок продукции;

совершенствование и укрепление материально-технической базы.

В текущем году запланирована модернизация мясоперерабатывающих производств (Берестовицкого, Зельвенского, Сморгонского, Щучинского филиалов), замена технологического оборудования на хлебопекарных предприятиях (Дятловского, Вороновского, Мостовского, Островецкого, Свислочского филиалов).

         

Наряду с развитием отраслей, Гродненским облпотребобществом осуществляется внешнеэкономическая деятельность.

Экспортными ресурсами являются продукция промышленного производства, заготовительной деятельности, товары белорусских производителей.

Увеличение объёмов заготовок наиболее доходных видов сырья,  а также производства промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью позволили увеличить объём экспортных поставок по сравнению с 2019 годом на 9,3%. Обеспечено положительное сальдо внешней торговли.

Как и прежде, основным направлением в географии экспортных поставок являются регионы Российской Федерации. Так же, поддерживается тесное сотрудничество с субъектами хозяйствования стран Евросоюза.

В 2021 году  планируется отгрузить на экспорт товаров на сумму более 4 млн.долл.США, увеличив долю экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

В прошлом году безусловным приоритетом деятельности ставилась задача улучшения финансового состояния организации. Принимаемые меры позволили обеспечить рентабельную работу организации, приостановить падение собственных оборотных средств и улучшить показатели платёжеспособности.

В 2021 году стратегической целью является обеспечение эффективной работы каждой кооперативной организации. Прибыльная работа возможна в результате реализации как всех озвученных выше мероприятий по отраслям, так и соблюдения режима оптимизации затрат.